«… какая польза человеку, если он

приобретет весь мир, а душе своей повредит?

или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Мф. 16:26

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу. Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

  1. Йога в мнении простых обывателей.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Нередко, проезжая различным городам России, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных и представителей других традиционных для России конфессий. Так ли это на самом деле?

  1. Традиционная йога и ее этапы.

Термин «йога» родился в Индии и имеет около 20 словарных значений[1], среди них такие как: «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять» и т.д.[2] В общем смысле йога – это «техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и совершенность личности изнутри».[3] Йога – это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению «Абсолюта», однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: «Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога — Абсолюта» .[4] Также можно сказать, что «йога – это «связь» с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…».[5] Йог Чинамайананда утверждал, что, занимаясь йогой человек из червя станет «Богом Богов».[6] В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности.[7]

Йога в том или ином виде является обязательным компонентом всех духовных традиций Индии. Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: «…в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям». Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует.[8]

Этапы йоги.

  1. Самоконтроль: соблюдение этого пункта требует воздержания от сексуальных отношений, воровства, скупости.
  2. Самосовершенствование: нацеленность на спокойствие, чистоту, последовательное выполнение всех упражнений и т.д.

После этих двух этапов ученик инициируется, и его учитель (гуру) дает ему новое имя и ритуальную фразу (мантру), которую он должен многократно повторять в целях ускорения движения к спасению.

  1. Контроль над телом: принятие специальных поз направлено на осуществление контроля над жизненно важной энергией человеческого организма.
  2. Контроль над дыханием: при выполнении этих упражнений снижается ритм дыхания, тело и мысли приходят в состояние умиротворения, и все психические силы человека готовы к заключительным этапам.
  3. Контроль над чувствами: фиксируя взгляд на объекте, йог (тот, кто занимается йогой) пытается получить контроль над своими чувствами.
  4. Концентрация: контроль внимания направлен на создание барьера, который бы изолировал человека от окружающей обстановки и внутренних фантазий. Индуистская традиция создала различные методы для достижения этой цели, например повторение священного для индуистов слога «ом» про себя или вслух в медленном темпе, концентрация на определенных предметах и др.

Последние два этапа подводят к конечной цели йоги, которая заключается в следующем.

  1. Медитация, сосредоточенность и восприятие.
  2. Познание, освобождение.

Йог считает, что полная медитация достигается объединением, слиянием с трансцендентальной реальностью. Человек, достигший заключительного этапа, освобождается от экзистенциальной сферы, и ему удается обрести спасение.

Хотя на первых этапах сохраняются некоторые элементы сознания, на последнем йог приходит к преодолению даже самосознания. Они не воспринимают цвета, запахи, звуки, чувства и не осознают себя или кого-либо еще. Их духи «свободны», как говорят инициированные, от памяти и забвения. Это считается знанием, просвещением.[9]

  1. Занятия йогой – не просто гимнастика.

Любое направление йоги по сути является видом мистической практики, ставящей перед собою цель достижения неких высших мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Йога является частью готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Нам могут возразить, что можно использовать йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть йоги, которая объясняет механизм работы асан (поз тела), основан на мистических откровениях йогов. О существовании взаимосвязи между физическим выполнением асан и духовной составляющей этой практики недвусмысленно говорят сами йоги: «При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух – Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа»,[10] к участию ума и воли в выполнении асан призывает своих последователей хатха-йоги[11]: «вы должны постараться с интересом заниматься вашей гимнастикой (хатха-йогой) и заставить ваш ум принимать в ней участие»,[12] «йог с интересом следит за своими упражнениями и усилием воли посылает увеличенный поток праны в ту часть тела, которая находится в движении».[13] Нельзя заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог Рамачарака, давая один совет своим последователям, сказал: «Теперь еще один совет, который может показаться бессмысленным для того, кто не понимает его философской подкладки. Невозможно заниматься хатха-йогой, полностью при этом игнорируя «философскую подкладку».

  1. Отличие православной духовной практики от йоги и связанной с ней медитации.

Довольно часто от многих людей практикующих занятия йогой можно услышать о том, что да, йога имеет под собой духовные основы очищения души народов Древней Индии, ну и что? Ведь и у православных христиан есть практика духовного очищения, через аскетику, безмолвие и очищение души от греха (практика исихазма)[14]. Но нужно понимать, что если внешняя схожесть между этими духовными практиками может присутствовать, то духовное содержание йоги, как одного из видов медитации совершенно разное.

В противоположность индийским культам, частью которых является йога, христианин, имеющий единственной цель общение с Богом, всегда, на всех этапах духовной жизни держит свою душу сосредоточенной и активной. Христианин не отрешается ни от своего ума, ни от своего сознания, они у него не распадаются, он не приобретает иного сознания — невозможно, чтобы Дух премудрости делал человека лишенным ума. Здесь не может идти речи о распаде личности, напротив, идет собирание душевных сил воедино, их концентрация. Происходит это при взаимном действии Бога и человека: на усилие и старание Господь отвечает Своей благодатью. Для этого, как уже говорилось, нужно очистить сердце от страстей, отвергнуться своей греховной воли, по словам Господа: «Отвертись себя, возьми свой крест и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Но преодоление нашей самости не уничтожает индивидуальности. Более того, восстанавливает ее истинный образ. Отвержение своей воли не уничтожает нашей свободы, ибо истинной свободы не может быть без Божьего всеведения и всемогущества. В сердце, очищенном от страстей, поселяется и господствует любовь.

Ум и сердце, как учат святые отцы, богоподобны, и в духовном синтезе их осуществляется богоподобие и обожение, как конечная цель земного бытия. Ум, очищенный от страстей, входит в сердце. Это концентрация ума в сердце. Разделение, автономность деятельности ума и сердца преодолевается в молитвенной концентрации.

Молитва преображает все естество человека. Ум выводится за пределы человеческого и переходит в Божественную область, и здесь освобождается от бездны субъективизма, от рассеяния по миру, гедонической привязанности к вещам мира. В тайне молитвы пробуждается внутренний человек и, по свидетельству православного подвижника, «начинает быть слышным голос сердца, глубочайший, интимнейший, заглушенный в обычных условиях шумом сердечных эмоций, помыслов и страстей».

Преображается и тело, оно одухотворяется, становится, по ап. Павлу, телом духовным, просветляется светом, рождающимся в сердце подвижника.

Плоды этого преображения — совершенная воля, то есть полная власть над своим телом, эмоциями, мыслями, неизреченный мир в душе, состояние просветленности, то есть способности глубоко проникать в смысл происходящего, постоянное пребывание в здесь и сейчас. Но главное — в сердце поселяется любовь, любовь совершенная, не зависящая от внешних обстоятельств, милующая и прощающая. Необыкновенное тепло, согревающее сердце православного подвижника, становится источником радости и утешения для окружающих. Так преобразуется человек, ищущий Царствие Божие, которое внутри нас.

  1. Отношение современной науки к йоге и связанной с ней духовной практике.

Состояния, в которые приводят себя искатели духовного пробуждения посредством йогической практики, наблюдаются в гипнотизме, сомнамбулизме и разных душевных болезнях, таких, как истерия, эпилепсия и т.п., вообще в состояниях, связанных с изменением функционального состояния (чаше угнетения) коры больших полушарий — органа нашего сознания.

Так, индусский «святой» Рамакришна, прославившийся своими погружениями в область так называемого сверхчувственного, имел один из характерных симптомов истерического невроза — «ощущение кома в горле». А при погружении в свой транс, так называемое самадхи, использовал традиционный гипнотический прием — фиксация взора на одной точке. Это известно и о других индусских подвижниках. Достаточно, вспомнить выражение лица современного «полнореализованного йога» Шри Чинмой с закаченными под лоб зрачками и словно приклеенной «трансцендентной улыбкой». В медитативном состоянии у йога угнетаются многие жизненные функции (пульс, дыхание), в том числе и активность коры больших полушарий, этому способствуют задержка дыхания, сдавливание вен и артерий при неестественных позах. Душа жива, организм не поврежден, но вместе с сознанием угнетается и критическое восприятие раздражителей: приходят ли они извне или из области подсознательного. К тому же, с бодрственными состояниями соединена воля, тогда как состояние сомнамбулическое характеризуется крайним ослаблением ее. Сознание души остается без помощи со стороны каких-либо соображений, кроме внушаемых. Об этом говорит Л. А. Тихомиров в своем труде «Религиозно-философские основы истории». Очень важно отметить, что в этих случаях мы видим, с точки зрения современной психологии, нарушение одного из важных требований к состоянию здоровой личности: возможности контроля и оценки со стороны сознания поступающей информации.[15]

В итоге нам необходимо понять, что под яркой оберткой здоровья и внутреннего мира и спокойствия, которыми так привлекают занятия йогой, скрывается совокупность духовных методик, связанных с погружением в такие состояния души и тела, иначе говоря – трансовые состояния, которые могут повредить не только физическому и психическому здоровью людей, практикующих, казалось бы, безобидные упражнения (поза «лотоса» и др.), но и принести огромный вред душе человека и его Спасению.

[1] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.

[2] Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С.13.

[3] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.

[4] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 456.

[5] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 80.

[6] Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 387.

[7] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.

[8] В.Ю. Питанов «Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?»

[9] архиепископ Тиранский и Албанский Анастасий (Яннулатос) «Йога», 1992

[10] Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С.52

[11] Хатха-йога – направление йоги, позволяющее посредством правильного распределения энергии и управления дыханием, усовершенствовать физическое тело человека.

[12] Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. -С. 97.

[13] Там же. -С.96

[14] Исиха́зм — христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма.

[15] Медведев М.Ю., Калашникова Т.П. «О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки»